Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла
МОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»
за 2010-2011 учебный год
Основными задачами, над которыми работало ШМО учителей естественнонаучного цикла в 2010-2011 учебном году были:
- Активизация деятельности учителей по сопровождению детей с повышенной учебной мотивацией.
- Внедрение деятельностных, здоровьесберегающих и ИК технологий с целью развития деятельностных навыков учащихся.
- Эффективное использование методических материалов из копилки ШМО естественнонаучного цикла.
Для решения этих задач учителя-предметники использовали в своей работе различные методы и средства, позволяющие повысить мотивацию учащихся к учебе, раскрыть их творческий потенциал, повысить интерес к естественнонаучным дисциплинам. На уроках использовались элементы личностно-ориентированных технологий, применялись творческие задания.
На заседаниях ШМО учителя обмениваются опытом. Были заслушаны доклады: «Роль и место самостоятельных работ при изучении физики» (Заворотько О.И.), «Модульная технология на уроках географии в 6-ом классе» (Митрофанова Ю.Ю.), «Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии и во внеурочное время» (Залесских О.С.).
Итоги 2010-2011 учебного года.
Класс
|
Химия
|
Биология
|
Физика
|
География
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
100
|
57,7
|
57,7
|
100
|
76,9
|
68,6
|
100
|
76,9
|
68,6
|
100
|
76,9
|
70
|
9Б
|
100
|
30,4
|
39,83
|
100
|
47,8
|
55,65
|
100
|
43,5
|
52,87
|
100
|
39,1
|
48,5
|
10
|
100
|
66,7
|
60,67
|
100
|
90
|
78
|
100
|
80
|
69,2
|
100
|
90
|
73,2
|
В конце учебного года была проведена итоговая контрольная работа по химии в 10 классе.
Класс
|
У%
|
К%
|
О%
|
10
|
72
|
34
|
46
|
Типичные ошибки, выявленные в результате контрольной работы, были: установление генетической связи между классами органических веществ, решение расчетных задач по теме «Растворы».
Результаты работы ниже годовых показали 14 учащихся. Причины расхождения оценок: пропуски занятий, отсутствие навыков самостоятельной работы и умения применять свои знания. Колпакова О., Прохорова Н., Иванчикова А. задачи решили, но не проявили достаточно знаний по установлению генетической связи между классами веществ.
В 9-х классах проводилась итоговая аттестация по химии в виде устного экзамена. Так как класс предпрофильный естественнонаучного направления, то на педагогическом совете было принято решение о сдаче экзамена по химии всеми учащимися 9-х классов.
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
8
|
8
|
10
|
100
|
62
|
64
|
9Б
|
4
|
5
|
14
|
100
|
39
|
53
|
Итого:
|
12
|
13
|
24
|
100
|
51
|
59
|
Типичные ошибки: вычислительные при решении задач, ошибки при составлении уравнений, недостаточное знание периодической системы. Учащиеся, продемонстрировавшие высокий уровень знаний: Григорян Л., Сидорова М., Журба Н., Дорохова Л. Ученики, показавшие низкий уровень знаний: Викторова А., Исаев С., КамахинА., Тер-Акопян О., Гасиловский М., Гижицкий Д., Смирнова А., Сатдинов А., Николаев Б.
В 9-х классах проводилась итоговая аттестация по биологии в виде устного экзамена по билетам. Биологию сдавали 6 учащихся (12%).
Результаты экзамена:
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9
|
5
|
1
|
0
|
100
|
100
|
94
|
Типичные ошибки: неточности в определении «фотосинтез». Все ученики показали высокий уровень знаний по предмету.
В 9-х классах проводилась итоговая аттестация по ОБЖ в виде устного экзамена по билетам. Экзамен сдавали 7 учащихся (14%)
Результаты экзамена:
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9
|
0
|
1
|
6
|
100
|
14,3
|
37
|
Типичные ошибки, выявленные в ходе экзамена были в алгоритме действий при разных опасных и Ч.С., незнание основных понятий
В 9-х классах проводилась итоговая аттестация по географии в виде устного экзамена по билетам. Экзамен сдавали 3-е учащихся (6%).
Результаты экзамена:
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9
|
0
|
1
|
2
|
100
|
33
|
45
|
Типичные ошибки: слабое ориентирование по карте, плохая подготовка к экзамену (Лысенко В.).
В 2010 – 2011 учебном году с целью активизация деятельности учителей по сопровождению детей с повышенной учебной мотивацией были подготовлены и проведены школьные олимпиады по физике, химии, биологии, географии. Результаты олимпиад недостаточно высокие. В каждом классе не много учащихся с повышенной учебной мотивацией, что приводит к загруженности детей в разных направлениях.
Учащиеся школы приняли участие в районных олимпиадах по биологии, географии, химии, ОБЖ, физике.
Результат – призеры районной олимпиаде по ОБЖ (Бабаян Гайк 9А, Мельник Илья 10 класс, учитель Гончарик Г.Б.).
В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания систематичной подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам.
В феврале 2011 года была проведена Неделя естественных наук. Темой предметной недели была «Вода – живительная влага», посвященная Всемирному дню водных ресурсов. 7А класс провёл социологический опрос, статистическую обработку собранного материала и подготовил компьютерную презентацию. В рамках этой недели был проведен урок «Водные ресурсы мира» (учитель Митрофанова Ю.Ю.) Целью этого урока было: познакомить учащихся с мировыми водными ресурсами.
Для учащихся 5-8 классов был проведен устный «Естественнонаучный журнал», «Вода живительная влага». Активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия приняли учащиеся 7-8-х классов (30 человек /42%) (учитель химии Эрли В.И.). Так же были подготовлены тематические газеты по химии, физике и географии. При подготовке учащимися проектов, презентаций, сообщений выявлена проблема – неумение отобрать и изложить другим интересную информацию
12 апреля 2011 года в нашей школе проходил единый общешкольный урок, посвященный 50-летию полета Юрия Алексеевича Гагарина. Учащимися 8Б,9А классов (6 человек /11%) проведена исследовательская работа по данной тематике, которая была представлена на этом уроке. Цели и задачи:
- расширение кругозора;
- знакомство с первооткрывателями космической эры, являющимися примером трудолюбия, упорства в достижения цели;
- рассмотрение основных этапов развития космонавтики;
- совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;
- развитие пространственного мышления.
Ребята узнали много нового и интересного о подготовке и проведении этого легендарного полета.
В этом учебном году учителя-предметники естественнонаучного цикла на уроках и во внеурочной деятельности внедряли деятельностные, здоровьесберегающие и ИК технологии. Сами учителя и их учащиеся готовили презентации, работали с Интернетом. При этом школьники приобретают как навыки работы с компьютерными технологиями, так и навыки работы в группе. Учащимися было выполнено 45 проектных работ по физике, химии и биологии, которые рассматривались на уроках. Исследовательская работа ученика 10 класса Тюльбенджяна Гарика «Проблемы активного и пассивного курения в детском и подростковом возрасте» была опубликована в журнале НОУ Ленинского муниципального района. Целью данной работы является привлечение внимания к проблеме активного и пассивного курения в детском и подростковом возрасте для формирования чувства ответственности каждого школьника за своё здоровье.
Во втором полугодии 2010-2011 учебного года учащимися 10 класса (70%) с учителем химии Эрли В.И. был проведен ряд уроков по защите проектов по темам: «Витамины», «Гормоны», «Ферменты», «Лекарства». Учащимися были подготовлены презентации и устные доклады.
На уроках химии и физики в этом учебном году был выполнен весь объем лабораторных и практических работ.
С целью выработки навыков подборки материала, умения его краткого изложения проводились уроки-презентации с использованием ИКТ «Д.И.Менделеев», «М.В.Ломоносов», «Об элементах и веществах», «Электрические явления», «Агрегатные состояния вещества», «Давление твердых тел» (7А — 100%, 7Б — 50%, 8АБ — 60%, 9А — 40%, 10 — 70%).
Проблема — неумение выбора главного из большого текста и краткого его изложения.
Не все работы учащихся удается посмотреть сразу (чаще это связано с разным программным обеспечением).
В 2010-2011учебном году продолжается создание банка материалов по предметам естественного цикла, создание осуществляется в основном за счет презентаций учащихся, разработок учителей. Но использование его не всегда возможно.
Проблема - материалы собраны в кабинете физики, который загружен в две смены.
В течение года учителя-предметники повышали свою квалификацию путем посещения семинаров и курсов повышения квалификации.
Заворотько О.И., учитель физики, прошла курс переподготовки по теме «Теория и методика преподавания физики в общеобразовательной школе».
Для повышения учебной мотивации, реализации профильного обучения в 2010-2011 учебном году были организованы элективные курсы по химии для учащихся 10 классов. Элективные курсы позволяют решать задачи повышенной сложности, выработать более устойчивые навыки решения и умения анализировать условие задач.
- «Решение задач повышенной сложности по органической и неорганической химии» 10 класс (Эрли В.И.) (65%).
В результате анализа работы ШМО учителей естественнонаучного цикла сформулированы задачи на 2011-2012 учебный год:
- Совершенствование системы мероприятий по индивидуальному сопровождению детей с повышенной учебной мотивацией.
- Систематизация опыта внедрения деятельностных технологий.
- Отработать систему обмена материалов между учителями естественнонаучного цикла.
|