Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла
МБОУ Видновской СОШ № 2
за 2012-2013 учебный год
Основными задачами, над которыми работало ШМО учителей естественнонаучного цикла в 2012-2013 учебном году были:
- Развитие навыков исследования и творчества у учащихся разного уровня учебной мотивации на предметах естественнонаучного цикла.
- Работа педагогической мастерской учителей естественнонаучного цикла.
- Формирование представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих на уроках и во внеурочной деятельности.
В течение года было проведено пять заседаний ШМО, на которых учителя делились теоретическими знаниями, методическими находками, опытом работы. Знакомились с новинками педагогической литературы по физике, химии, биологии и географии, изучали нормативные документы, документы которые требовались для подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла, разрабатывались и согласовывались рабочие программы по предметам.
Итоги 2012-2013 учебного года.
Класс
|
Химия
|
Биология
|
Физика
|
География
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
100
|
51,7
|
58
|
100
|
65,5
|
65,5
|
100
|
62,1
|
63,3
|
100
|
75,9
|
68,4
|
9Б
|
100
|
36
|
50,4
|
100
|
56
|
57,4
|
100
|
32
|
50,7
|
100
|
60
|
65,8
|
11
|
100
|
73,1
|
63,4
|
100
|
100
|
89
|
100
|
84,6
|
68
|
100
|
100
|
93
|
В конце учебного года была проведена итоговая аттестация учащихся 9 классов по предметам естественнонаучного цикла в форме ГИА.
Количество учащихся
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
25
|
11
|
11
|
3
|
100%
|
88%
|
76,5%
|
Экзамен сдавали 25 учащихся (46%).
Больших расхождений годовых и экзаменационных оценок нет. Выпускники в целом неплохо подготовлены к ГИА, особенно на базовом и повышенном уровне сложности, но имеются и недостатки.
Высокий уровень подготовки показали: Титов Даниил, Надоров Никита, Сошина Мария, Губин Никита, Кухарская Мария. Учащиеся серьезно готовились к экзамену: посещали дополнительные занятие в школе по химии.
Недостаточный уровень подготовки показали: Зуев Алексей, Сквозняков Иван, Волкова Кристина. Дополнительных занятий не посещали, готовились самостоятельно.
Типичные ошибки. В части А – ошибки допущены в заданиях: по строению атомов; по свойствам оксидов и их гидроксидов; по подбору исходных веществ реакции, если даны полученные вещества. В части В – затруднение вызвали окислительно-восстановительные реакции. В части С – расчетную задачу по растворам не сделали 11 учащихся (44%). Вызвали затруднение задачи по определению свойства вещества по признакам реакции (запаху, цвету осадка или раствора, по растворимости вещества).
Количество учащихся
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
12
|
4
|
5
|
3
|
100%
|
75%
|
69%
|
Экзамен сдавали 12 учащихся (22%)
Структура экзаменационной работы включает 3 части, по которым распределено 42 задания.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 43 балла.
Часть 1 содержит 24 задания (А1 – А24). К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых один верный.
Часть 2 содержит 5 заданий (В1 – В5). Задание подразумевают: выбор трех правильных ответов из шести, задания на соответствие, на нахождение правильной последовательности событий, процессов, на работу по заполнению пропусков в тексте.
Часть 3 содержит 3 задания (С1 – С3). Вопрос со свободным ответом, задание на умение извлекать из текста необходимую информацию и отвечать на поставленные вопросы к нему и на умение работать с таблицей и делать определенные выводы из статистических данных.
С заданиями части А справились на 50 и более процентов - 83% учащихся. Менее 50% выполнили Воробьева М. (42%) и Кадурин Н. (42%)
С заданиями части В справились на 50 и более процентов - 83% учащихся. Мене 50% выполнили Глушец Д. (20%) и Кадурин Н. (20%).
С заданиями части С справились на 50 и более процентов - 67% учащихся. Менее 50% выполнили Глухова А. (33%), Глушец Д. (0%), Дзампаев Г. (33%) и Кадурин Н. (33%).
Высокий уровень подготовки показали: Кузнецова Анастасия (43), Маджидова Зарина (42), Савина Валерия (41).
Недостаточный уровень подготовки показали:
Кадурин Никита (12) и Глушец Дмитрий (21), что является следствием отсутствия четкого представления об объеме и глубине изучаемого материала.
Типичные ошибки. В разделе общей биологии вызвало затруднение решение задач на моногибридное скрещивание
В 9-х классах проводилась итоговая аттестация по ОБЖ в виде устного экзамена по билетам. Экзамен сдавали 20 учащихся (37%)
Результаты экзамена:
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
2
|
4
|
4
|
100%
|
60%
|
60%
|
9Б
|
1
|
5
|
4
|
100%
|
60%
|
56,4%
|
Итого
|
3
|
9
|
8
|
100%
|
60%
|
58,2%
|
Типичные ошибки. Неумение выстроить последовательность действий при ЧС различного характера. Показали хорошую подготовку к экзамену: Сержантова М., Шмалюк А., Фокина А. Низкая подготовка - Позднякова П. связана с несистематическим посещением занятий и слабой подготовкой к экзамену.
-
|
Успеваемость %
|
Результат (баллы)
|
Заворотько А.
|
-
|
-
|
Кубарь П.
|
100
|
-
|
Григорян Л.
|
100
|
-
|
Дельянидис А.
|
100
|
-
|
Журба Н.
|
100
|
-
|
Паутова А.
|
100
|
-
|
Средний балл
|
100
|
-
|
Экзамен сдавали 6 человека (23%).
Минимальное количество баллов (36) набрали все.
Средний бал – 76,8.
Наименьшее количество баллов набрали 2 человека (33%): Заворотько А. (58), Паутова А.(64).
Лучший результат показали 3 человека (50%): Григорян Л. (91), Дельянидис А. (86), Журба Н. (86.
С заданиями части А справились на 60 и более процентов - 100 % учащихся. Высокий результат получили 2 человека (33%): Григорян Л, Журба Н.
Высоких результатов в части В достигли 4 человека (67%): Григорян Л., Делянидис А., Журба Н.
С заданиями части В на 50 и более процентов справились – 2 человека (33%): Заворотько А., Кубарь П.
С заданиями части С на 50 и более процентов справились 100% учащихся. Высокий результат показали: Григорян Л., Дельянидис А., Кубарь П., Журба Н.
Процент выполнения заданий части С немного ниже, относительно заданий части А и В. Это связано с тем, что не все учащиеся могут четко формулировать основное содержание своего высказывания; развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, приводить конкретные примеры.
Факторы, повлиявшие на результаты экзамена: подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по биологии осуществлялась в течение 10-11 классов. Задания ЕГЭ регулярно использовались на разных этапах урока и в качестве домашнего задания.
-
|
Успеваемость %
|
Результат (баллы)
|
Бурнусов Д.
|
100%
|
41
|
Жигайло В.
|
100%
|
40
|
Казадаев Е.
|
100%
|
42
|
Средний балл
|
100%
|
41
|
ЕГЭ по физике сдавали 3 человека (11,5%).
Минимальное количество баллов (36) набрали все.
Средний балл – 41.
Бурнусов Д. (41) -
Жигайло В. (40) А – 44%, В – 37,5%, С – 0%.
Козодаев Е.(42) А – 44%, В – 62,5%, С – 0%.
Причины низких результатов:
- не осознанный выбор отдельными учащимися дальнейшего профиля обучения;
- низкая мотивация учащихся к учебной деятельности.
Типичные ошибки. Невнимательность при прочтении заданий, ошибки вычислительного характера. По-прежнему у многих сохраняются трудности в анализе и интерпретации графической информации.
В 2012 – 2013 учебном году с целью развитие навыков исследования и творчества у учащихся разного уровня учебной мотивации на предметах естественнонаучного цикла были подготовлены и проведены школьные олимпиады по физике, химии, биологии, географии. Результаты олимпиад недостаточно высокие. В каждом классе не много учащихся с повышенной учебной мотивацией, что приводит к загруженности детей в разных направлениях.
Учащиеся школы приняли участие в районных олимпиадах по биологии, географии, химии, ОБЖ, физике.
Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады:
Предмет
|
Участник
|
Класс
|
Учитель
|
Результат
|
Биология
|
Григорян Л.
|
11
|
Калинина А.М.
|
призер
|
Химия
|
Ружейников Н.
|
8Б
|
Эрли В.И.
|
призер
|
ОБЖ
|
Савина В.
|
9А
|
Сидорова И.В.
|
призер
|
ОБЖ
|
Бабаян Г.
|
11
|
Гончарик Г.Б.
|
призер
|
К сожалению уже несколько лет нет результатов на районных олимпиадах географии, физики, несмотря на активную работу, которую проводят учителя по подготовке учащихся к олимпиадам. Учителям необходимо продолжить работу по повышению качества подготовки детей к районным олимпиадам.
С целью повышения интереса к предметам естественнонаучного цикла, развития познавательной активности и творческих способностей учащихся учителя вели активную внеклассную работу.
18 апреля 2013 года учащиеся 5 – 10 классов (23%) приняли участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа». Этот конкурс ориентирован на детей, интересующихся окружающим миром, и позволяет учителям расширить внеклассную работу по предметам естественнонаучного цикла. Главная его направленность – человек и окружающий мир, взаимосвязь человека и природы, человека с окружающей действительностью.
23 апреля 2013 года прошла открытая астрономическая конференция Ленинского муниципального района «II астрономические чтения, посвященные юбилею Н. Коперника», в которой принял участия ученик 9А класса нашей школы Диминец Владимир (диплом участника) с проектной работой «Искусственное происхождение солнечной системы». Целью конференции является: духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством привлечения их к изучению науки, формирующей правильное представление о строении, происхождении и развитии Вселенной.
25 апреля 2013 года проходила III районная научно-практическая конференция школьников «Научное общество учащихся – первый шаг в науку». Целью научно-практической конференции является: повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, развитие творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений; реализация идеи непрерывного образования одаренной молодежи. Дипломом участника конференции награжден ученик 11 класса Заворотько Андрей за работу «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы».
В течение этого учебного года учащимися и педагогами велась работа над проектом «История России в лицах». В мае 2013 года в школе проходила конференция по защите общешкольного проекта «История России в лицах». На этой конференции естественнонаучный цикл представляли работы: «Русские ученые – физики и их открытия» Синица А. 8А класс, «Зинин Николай Николаевич» Алекберова Н. 10 класс, «Вернадский Владимир Иванович» Жукова Д. 8Б класс.
В мае 2013 года среди команд 5 – 7 классов (30 учащихся – 19%) была проведена интеллектуальная викторина «Умники и умницы». Первое место получила команда 6 А класса.
В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания систематичной подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Усилить проектно-исследовательскую деятельность, экспериментальную составляющую часть при подготовке общешкольных проектов. Предстоит обратить внимание на практическую направленность уроков, на более серьёзную работу с сильными и слабыми учащимися.
Работа педагогической мастерской учителей естественнонаучного цикла. Совершенствование профессиональных качеств педагогов происходит и через самообразование. Каждый учитель работает над определённой методической проблемой по личному образовательному плану, изучает нормативные документы и методическую литературу. Можно отметить более серьёзный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей в рамках методической темы школы. Возрос уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность. В течение года педагоги естественнонаучного цикла опытом работы делились на заседаниях ШМО: «Развитие познавательной активности у учащихся разного уровня учебной мотивации» (Калинина А.М.), «Развитие креативности обучающихся на уроках физики» (Заворотько О. И.), «Современный урок. Повышение профессионального мастерства учителя» (Сидорова И.В.), «Пропаганда здорового образа жизни у школьников через проектную деятельность» (Эрли В.И.) и школьном педсовете: «Работа ШМО по профессиональному развитию педагогов» (Заворотько О. И.).
Заворотько О.И. прошла дистанционные курсы по подготовке экспертов предметных комиссий по физике при проведении ГИА в 2013 году на территории Московской области, являлась участником комиссий по проверке заданий ГИА (муниципальный уровень).
В течение учебного года учителя-предметники провели большую работу по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 и 11 классах. Были разобраны ДЕМО - версии, тренировочные работы, проведены пробные ЕГЭ в 11классах и ГИА в 9 классах по математике. Подготовка проводилась на уроках и элективных занятиях. Элективные курсы позволяют решать задачи повышенной сложности, выработать более устойчивые навыки решения и умения анализировать условие задач.
- «Решение задач повышенной сложности по химии»10 класс(Самохина Т.А.) (100%)
- «Решение задач повышенной сложности по химии» 11 класс (Самохина Т.А.) (45%)
С ноября 2012 года, по заявлениям родителей, был организован дополнительный образовательный платный курс «Решение задач по химии» для учащихся 9 классов с целью подготовки к ГИА.
Всеми учителями соблюдается строгое выполнение государственных программ, своевременно, в целом, аккуратно и правильно ведется школьная документация, систематично ведется работа с дневниками и тетрадями учащихся.
На уроках химии и физики в этом учебном году был выполнен весь объем лабораторных и практических работ.
Проблема: не в полном объеме задействованы учителя ведущие географию, т.к. часы географии это дополнительная нагрузка разных учителей, отсутствие взаимопосещения уроков учителями (чаще это связано с совпадением уроков по основному расписанию).
В рамках задачи формирование представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих на уроках и во внеурочной деятельности на уроках естественного цикла использовались технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Различные психолого-педагогические технологии (игровые, личностно-ориентированные, проектная деятельность и др.).
В феврале 2013 года была проведена Неделя естественных наук «Естественные науки и здоровье человека». На уроках ребята познакомились с такими работами: «Витамины и здоровье человека», «Физика и медицина», «Элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева», «Пищевые Е - добавки» ребята научились: внимательней читать надписи на этикетках, употреблять экологически чистые продукты и не покупать продукты с большим сроком хранения, указанным на этикетке – признак того, что там много консервантов. Так же были подготовлены тематические газеты по химии, физике.
30 апреля 2012 года прошел День защиты детей (среди 5 -10 классов). Проводились конкурсы, интегрирующие знания по предметам естественного цикла.
Была проведена работа по подготовке команды учащихся к районным соревнованиям «Санпостов».
В результате анализа работы ШМО учителей естественнонаучного цикла сформулированы задачи на 2013-2014 учебный год:
- Совершенствование навыков исследовательской и творческой деятельности учащихся разного уровня мотивации.
- Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов.
- Создание комфортного микроклимата на уроках естественного цикла.
|