Наиболее популярной из всех современных технологий на данном этапе является информационно-коммуникационная. Многие педагоги проходят курсы обучения работе с компьютером, скупают диски с презентационными уроками. Возникает проблема: а целесообразно ли с головой окунаться в эту технологию, когда твой многолетний педагогический опыт даёт хороший результат и без использования ИКТ?Я попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы данной технологии.
Начнём с плюсов. Во-первых, в сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату, появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм. Это уже второй плюс.
Как учитель-практик, я выделила несколько направлений работы с использованием презентации на уроке – анализе:
- работа с текстовыми слайдами, где могут быть представлены цитаты, готовые материалы для чтения, лингвистические упражнения, вопросы, подобранные по микротеме по принципу углубления в текст;
- работа с графическими слайдами, позволяющая соединять схемы из отдельных частей, применять готовые опорные рисунки, таблицы;
- работа с иллюстративными слайдами, в которых можно использовать сопоставительные задания, вопросы по синтезу искусств;
- работа со слайдами-загадками, где даются задания на образное мышление, на наблюдательность;
- работа с синтезированными слайдами, где даются сопоставительные задания разного характера, с использованием текстовых, видео – иаудиорядов.
Наиболее интересной считаю методику по использованию эффектов анимации как средства обучения: работу со сменой цвета текстовых и иллюстративных объектов, изменением их размера, выделением ключевых слов, использованием некоторых цветовых и анимационных решений для развития зрительной памяти и др.
Третий плюс – это работа самих учащихся. Мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои экзаменационные рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Современные программы по литературе наряду с анализом и интерпретацией литературного произведения, написанием сочинений различных типов ставят и задачу поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Материалы к биографиям ученых, а также многие тексты критических статей, современных произведений, включенных в школьную программу, старшеклассники находят в данной сети. Таким образом, мы на уроках имеем возможность работать, не испытывая трудностей из-за отсутствия текстов, тогда как ещё несколько лет назад эта проблема стояла весьма остро.
Четвёртый плюс – облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флешкой.
Пятым достоинством ИКТ я считаю то, что грамотный педагог, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться, а умелое использование анимации приводит к созданию эксклюзивных методических приёмов.
Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.
Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т. д.
Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на МХК или литературе очень.
В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много.
Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет даже попытки создать методическое пособие по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет.
Каковы же результаты использования ИКТ на моих уроках? Это повышение интереса к предмету. Хорошо сдают ребята итоговые и переводные экзамены (качество от 60 до 85%).
Так применять или не применять ИКТ? Мне кажется, каждый решает для себя сам. Современные уроки должны быть разными, рядом с передовыми технологиями, которые пока ещё не зарекомендовали себя, должны стоять и классические, проверенные временем. Однако жизнь стремительно движется вперёд, ещё несколько лет назад мобильный телефон и компьютер были роскошью, а теперь так трудно представить себе без этих предметов ученика, да и учителя тоже. Если педагог не боится рискнуть, хочет разнообразить свою деятельность, сблизиться с учениками, он должен входить в этот новый образовательный формат.
|